Я всегда была против наказания детей. Последнее время жизнь дает подтверждение одной важной мысли: НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА ПРИВОДИТ К АТРОФИИ ЕГО СОВЕСТИ. А как вы думаете?
Согласна. Наказывая ребенка, мы снимаем с него ответственность за поступок. У него создается ощущение искупления его вины этим наказанием. Правда, в последнее время часто встречаются дети, которых родители не только не наказывают, но и не объясняют правила поведения в школе, музее, театре.. И чаще всего это дети родителей, которым некогда ЧИТАТЬ детям ... Слушая книгу, ребенок отождествляет себя с персонажем и проигрывает сюжет, попадает в различные ситуации, ищет выход, видит результат, делает выводы. А эти дети лишены такой возможности. Наказать проще для родителя.
Совершенно согласна с этим тонким замечанием, что наказание снимает с ребенка ответственность за поступок, вина обнуляется. Только, к сожалению, объяснения правил поведения не приводят к желаемому результату. Кому-то вроде бы и не объясняли, а он ведет себя очень достойно. А кто-то объяснения регулярно выслушивает, соглашается с ними, а на завтра в чуть изменившейся ситуации снова преступает черту.
Мне кажется, что неумение поставить себя на место другого, представить себе, как будешь чувствовать себя в такой ситуации,приводит к этому несовсем адекватному поведению. Плюс личный пример родителей и близких. Если родители не бегут в гардероб за вещами за 15 минут до окончания спектакля или концерта, то ребенку и без слов будет понятно, что важнее дослушать музыку, досмореть спектакль, поблагодарить актеров и оставить у себя ощущение завершенности, целостности этого чуда, а не мчаться заедать полученные впечатления гамбургером и заливать колой(. С ненаказанием все очень непросто. Как обсудить или молча показать, что поступок плохой? Не получится ли так, что ребенок перестанет замечать свои мелкие проступки, раз "ему за это ничего не будет" ? Человек, на мнение которого будет опираться ребенок, должен быть для него авторитетом, а сейчас, в век нянь и личных шоферов, не всегда родитель является для ребенка таковым. Здесь нужна "работа" родителя, его мудрость что ли..
Снова попадание "в яблочко"! Именно умение поставить себя на место другого лежит у истоков формирования нравственного чувства и поведения. Даже психофизиологические исследования, совсем недавно открывшие механизм функционирования зеркальных нейронов мозга, утверждают это же. А для того, чтобы ребенок не оказывался в смысловом вакууме относительно своих поступков, не обязательно использовать наказание, можно искренне выразить свои чувства, вызванные его поступком. Дети удивительно реагируют на такую обратную связь.
Согласна.
ОтветитьУдалитьНаказывая ребенка, мы снимаем с него ответственность за поступок. У него создается ощущение искупления его вины этим наказанием.
Правда, в последнее время часто встречаются дети, которых родители не только не наказывают, но и не объясняют правила поведения в школе, музее, театре..
И чаще всего это дети родителей, которым некогда ЧИТАТЬ детям ...
Слушая книгу, ребенок отождествляет себя с персонажем и проигрывает сюжет, попадает в различные ситуации, ищет выход, видит результат, делает выводы. А эти дети лишены такой возможности.
Наказать проще для родителя.
Совершенно согласна с этим тонким замечанием, что наказание снимает с ребенка ответственность за поступок, вина обнуляется.
ОтветитьУдалитьТолько, к сожалению, объяснения правил поведения не приводят к желаемому результату. Кому-то вроде бы и не объясняли, а он ведет себя очень достойно. А кто-то объяснения регулярно выслушивает, соглашается с ними, а на завтра в чуть изменившейся ситуации снова преступает черту.
Мне кажется, что неумение поставить себя на место другого, представить себе, как будешь чувствовать себя в такой ситуации,приводит к этому несовсем адекватному поведению. Плюс личный пример родителей и близких. Если родители не бегут в гардероб за вещами за 15 минут до окончания спектакля или концерта, то ребенку и без слов будет понятно, что важнее дослушать музыку, досмореть спектакль, поблагодарить актеров и оставить у себя ощущение завершенности, целостности этого чуда, а не мчаться заедать полученные впечатления гамбургером и заливать колой(.
ОтветитьУдалитьС ненаказанием все очень непросто.
Как обсудить или молча показать, что поступок плохой?
Не получится ли так, что ребенок перестанет замечать свои мелкие проступки, раз "ему за это ничего не будет" ?
Человек, на мнение которого будет опираться ребенок, должен быть для него авторитетом, а сейчас, в век нянь и личных шоферов, не всегда родитель является для ребенка таковым.
Здесь нужна "работа" родителя, его мудрость что ли..
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСнова попадание "в яблочко"! Именно умение поставить себя на место другого лежит у истоков формирования нравственного чувства и поведения. Даже психофизиологические исследования, совсем недавно открывшие механизм функционирования зеркальных нейронов мозга, утверждают это же. А для того, чтобы ребенок не оказывался в смысловом вакууме относительно своих поступков, не обязательно использовать наказание, можно искренне выразить свои чувства, вызванные его поступком. Дети удивительно реагируют на такую обратную связь.
ОтветитьУдалитьСпасибо и за беседу и за книгу Соловейчика.
ОтветитьУдалитьНедавно нашла еще одну интересную книгу- "Что хранится в карманах детства" Татьяны Бабушкиной и соавторов.